Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Школьный психолог

Просмотров: 14634

Содержание материала

Школ.псих

Обращение к психологу

Если тебе требуется психологическая помощь или поддержка, ты можешь проконсультироваться с нашим педагогом-психологом или  позвонить по телефону:

тел: (839554)3-15-43


 

Психологическая безопасность школьников «Безопасная образовательная среда»

Психологическая безопасностьОсновными целями общеобразовательной школы являются сохранение здоровья обучающихся и восстановление адаптационных возможностей организма ребенка, полноценное физическое и психологическое развитие учащихся в соответствии с возрастом, обучение основам здорового образа жизни, формирование безопасной образовательной среды.

Безопасная образовательная среда - целостная качественная характеристика внутренней жизни школы, представляющая собой совокупность всех позитивных возможностей обучения, воспитания и развития личности. Безопасная образовательная среда школы предполагает, что каждому участнику образовательного процесса гарантируется соблюдение их прав и норм психолого-физической безопасности, что создаются условия для индивидуального развития каждого обучающегося.

При выстраивании такой образовательной среды необходимо учитывать особенности взаимодействия участниковпсихологическая безопасность 2 образовательного процесса, стратегии и технологии обучения и воспитания учащихся, технологии сопровождения участников образовательного процесса. Уже давно не секрет, что большинство проблем взрослой жизни берут свой исток из детства. И что окружающие взрослые люди вольно или невольно становятся причиной серьезных психологических травм у малышей. Причем это необязательно, только родители. Воспитатели в детском саду, старший брат, строгая соседка, страшный сюжет по телевизору или из интернета могут послужить психическим расстройствам, которые в детстве могут проявляться не столь четко, а в зрелом возрасте дать о себе знать серьезными фобиями, нездоровыми склонностями, психозами и неврозам.

Психологическая безопасность образовательной среды школы является ведущим компонентом, влияющим на психическое здоровье субъектов учебно-воспитательного процесса. Психологическая безопасность образовательной среды школы есть сложное структурное образование, системообразующим параметром которого выступает индекс психологической безопасности.

Психологическая безопасность 3Психологическая безопасность 4


 Социально-психологическое тестирование

В МБОУ «СОШ № 1» с 15 сентября по 01 октября 2023 года будет проходить социально-психологическое тестирование.

Социально-психологическое тестирование - это психодиагностическое обследование, позволяющее выявлять исключительно психологические факторы риска возможного вовлечения в зависимое поведение, связанные с дефицитом ресурсов психологической устойчивости личности. Данный вид тестирования не выявляет конкретных обучающихся, употребляющих наркотики.

Основными задачами социально-психологического тестирования являются:

- выявление у обучающихся психологических факторов риска с целью их последующей психологической коррекции;

- организация адресной и системной работы с обучающимися образовательной организации, направленной на профилактику вовлечения в потребление НС и ПВ.

Полученные результаты СПТ носят прогностический, вероятностный характер. В обобщенном виде они будут использованы при планировании (корректировки) профилактической работы как в образовательной организации, где учится ребенок, так и в муниципалитете и области в целом.

Детям 2022 тестДетям 2022 тест1

Родит 2022 тест1Родителям 2022 тест2


Социальный видеоролик «Социально-психологическое тестирование-2021»

Памятка о социально-психологическом тестировании


С 3 сентября стартовала информационная кампания по реализации единой методики социально-психологического тестирования. С обучающимися и педагогами была проведена информационная работа, в которой был обозначен ряд преимуществ участникам профилактической деятельности, позволяющий определить адресное направление профилактической работы:

  • для обучающихся тестирование выступает в качестве мотивирующего компонента, направленного на самоисследование и саморазвитие, позволяет актуализировать внутренние позиции личности, объективировать ценностные и нормативно-поведенческие установки.
  • в отношении родителей (законных представителей) – индикатор, акцентирующий внимание на их детях, способ объективизации происходящего с подростками (при условии искренности детей);
  • для специалистов в сфере профилактики, педагогов и психологов, администрации образовательной организации выступает в качестве диагностического инструментария, способствующего повышению адресности профилактической деятельности, является объективным основанием для корректировки и построения системной профилактической работы, уточнения ее содержания.

По результатам тестирования методика позволяет сделать выводы не только о повышенной вероятности вовлечения (определить неблагоприятное сочетание факторов риска и факторов защиты), но и определить целый комплекс объективных содержательных направлений для последующей адресной профилактической деятельности.


 Уважаемые родители!

Вы, безусловно, — самые близкие и значимые для ребенка люди. Вы стремитесь быть успешными родителями. Вы испытываете тревогу и беспокойство за будущее и настоящее своего ребенка. Это здоровые эмоции, они заставляют действовать, своевременно прояснять то, что Вас беспокоит.
Здоровье ребенка – самое большое счастье для родителей. Но, к сожалению, все больше и больше подростков начинают употреблять табак, алкоголь и наркотики.
Сегодня Вашему ребенку могут предложить наркотические и психоактивные вещества в школе, в институте, во дворе, на дискотеке, в сети Интернет и в других местах. До 60 % школьников сообщают, что подвергаются давлению со стороны сверстников, побуждающих их принимать сильнодействующие вещества. Вокруг слишком много наркотиков, чтобы успокаивать себя соображениями вроде: «С моим ребенком такого случиться не может!».
Родителям, как правило, бывает сложно обнаружить ранний опыт употребления наркотиков ребенком, пока употребление еще не переросло в необратимую стадию – болезнь, пока не сформировалась зависимость. 
Социально-психологическое тестированиеносит, прежде всего, профилактический характер, и призвано удержать подростков и молодежь от «экспериментов» с наркотиками, от так называемой «первой пробы» и дальнейшего приобщения к потреблению.
Тестирование не выявляет конкретных подростков, употребляющих наркотики. Оно не предполагает постановки какого-либо диагноза Вашему ребенку. Задача тестирования – выявить у детей личностные (поведенческие, психологические) особенности и организовать своевременную помощь, но только при наличии Вашего согласия.
Тестирование является необходимой меройсоциального контроля и предупреждения распространения наркомании в подростковой и молодежной среде.
Социально-психологическое тестирование учащихся на предмет потребления наркотиков позволяет определить обезличенное количество детей «группы риска», давших положительные ответы или указавших на те или иные проблемы, способствующие вовлечению в наркопотребление.
Полученные результаты носят прогностический, вероятностный характер. В обобщенном виде они будут использованы при планировании профилактической работы как в образовательной организации, где учится Ваш ребенок, так и в области в целом.
Обращаем Ваше внимание на то, что социально-психологическое тестирование является добровольным и анонимным:
- в тестировании принимают участие только те дети в возрасте 15 лет и старше, которые дали письменное информированное согласие. Если ребенку нет 15 лет, он участвует в тестировании исключительно при наличии письменного информированного согласия одного из родителей (законных представителей). 
- родители (законные представители) обучающихся допускаются в аудитории во время тестирования в качестве наблюдателей;
- конфиденциальностьпри проведении тестирования и хранении информированных согласий и заполненных тестов (опросников, анкет) обеспечивает администрация образовательной организации.
Уважаемые родители! Мы предлагаем Вам включиться в работу по ранней профилактике вовлечения подростков в употребление наркотиков и просим Вас дать согласие на участие Ваших детей в тестировании.

Нужно ли тестирование Вам, Вашей семье?

- ДА – если Вы понимаете значимость проблемы и необходимость активных действий по предотвращению вовлечения наших детей в наркопотребление.
Вы можете сами проявить инициативу – предложите ребенку участвовать в программе социально-психологического тестирования!
- Будьте активны – любая профилактика в интересах Ваших детей!
Помните: проблему легче предотвратить, чем справиться с ней!

Сделайте выбор в пользу своего ребенка!!!

Если у Вас остались или возникнут вопросы по проведению тестирования, Вы можете обратиться к официальным сайтам в сети Интернет, а также позвонить по указанным телефонам и получить подробную консультацию:
-       Региональный оператор ГКУ «Центр профилактики, реабилитации и коррекции»: http://цпрк.образование38.рф, раздел: «Социально-психологическое тестирование» (который включает в себя: новостную ленту по реализации этапов (подготовительного, аналитического, заключительного), консультационные, информационные, методические материалы для педагогов, родителей, обучающихся.
-       Региональные телефоны горячей линии: 89021716150, 89642161982, (3952) 47-82-74, (3952) 47-83-54, (3952) 47-83-27 с 09.00 до 17.00 (кроме субботы и воскресенья);
-     http://fcprc.ru «Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное научное учреждение» «Центр защиты прав и интересов детей»   (раздел специализированные страницы) так же открыта «Горячая линия» по вопросам проведения социально-психологического тестирования обучающихся;


Тел фонЕсли Вам плохо, если Вам нужна поддержка - звоните

по Телефону доверия
8-800-2000-122
круглосуточно, бесплатно, анонимно

Детский телефон доверия  создан  чтобы ребенок в трудных для него ситуациях мог обратиться за помощью, обсудить свои проблемы, посоветоваться.

Детский телефон доверия нужен для того, чтобы:
•  оказывать помощь в разрешении следующих трудностей: конфликты в семье и школе,  учебные и личные проблемы, и т.д.;

• поддерживать детей и родителей в разрешении внутрисемейных проблем;

• информировать людей о способах и средствах преодоления жизненных трудностей;

• помогать снижать внутреннее напряжение людей, развивать их способность понимать свое состояние и управлять им.

Детский телефон доверия - дает возможность получить своевременную помощь в трудной ситуации.


Рекомендации педагогу: «Оказание психологической поддержки подростку, пребывающему в депрессии»
Существует четыре основных метода оказания психологической помощи подростку, пребывающему в депрессии:
  • активная эмоциональная поддержка подростка, находящегося в состоянии депрессии;
  • поощрение его положительных устремлений, чтобы облегчить ситуацию;
  • обучение социальным навыкам и умениям преодоления стресса;
  • расширение временной перспективы и самопонимания.
В кризисах периода взросления речь идет о сравнении подростком себя с другими людьми, которое, независимо от предмета сравнения, субъективно не в его пользу. А эффективные жизненные стратегии, включающие в себя обладание перспективными жизненными целями, или умение использовать преимущества настоящего времени пока только формируются. Поэтому профилактическая работа с подростками должна идти как минимум в двух направлениях: формирование эффективных жизненных стратегий и информирование об особенностях развития в подростковом возрасте, для того чтобы на основе полученной информации подросток более адекватно относился к себе в этот период жизни.
 
педагогам депрессияУтрата смысла жизни, связанная с неумением урегулировать значимость перспективных жизненных планов со значимостью текущих событий жизни, установить своеобразный баланс, лежит в основе многих депрессивных состояний. Предпосылки к этому закладываются еще в процессе воспитания, ведь ценностные ориентации подростка, понимание им проблем различного рода, нравственная оценка событий и поступков зависят в первую очередь от позиции близких взрослых, например от родителей.
 
Таким образом, в процессе взросления ребенок может перенять от окружающих взрослых определенную стратегию жизненного поведения, тем самым исключив другую. Но любая односторонняя стратегия поведения неудовлетворительна для полноценной жизни. Человеку в одинаковой мере важно уметь получать удовольствие от настоящего и наслаждаться созданием и достижением глобальных жизненных целей, реализация которых отложена на более или менее отдаленное будущее.
 
Подростковый возраст часто характеризуют подверженностью ситуативным воздействиям, с одной стороны, и чисто эмоциональным переживаниям абстрактных идеалов — с другой. Однако уже в этот период онтогенетического развития личности начинают впервые формироваться жизненные перспективы, возникает новый тип регуляции — целевая регуляция, включающая отдаленные жизненные планы.
Формирование жизненной перспективы — важнейший показатель нормального развития подростка, его нравственного и психического здоровья.
Л.И.Божович отмечает, что кризис подросткового возраста (самый сложный и длительный) характеризуется в первой его фазе (12–14 лет) возникновением способности ориентироваться на цели, выходящие за пределы сегодняшнего дня («способность к целеполаганию»), а во второй фазе (15–17 лет) — сознанием своего места в будущем, то есть рождением жизненной перспективы: в нее входит представление о своем желаемом «Я» и о том, что подросток хочет совершить в своей жизни.
 
При отклонении в развитии личности от нормы способность к целеполаганию может развиваться недостаточно. Характеризуя неустойчивых подростков, А.Е.Личко обращает внимание на полное отсутствие у них временной перспективы: «Поражает их равнодушие к своему будущему, они не строят планов, не мечтают о какой-либо профессии или каком-либо положении для себя. Они целиком живут настоящим, желая извлечь из него максимум развлечений и удовольствий».
 
Таким образом, понятно, что для более раннего уровня развития или более инфантильного состояния личности характерна ориентация на удовлетворение текущих потребностей, в то время как педагогические воздействия направлены на формирование временной перспективы. Такой вид воздействий представляется вполне правомерным при условии, что сохраняется вторая стратегия поведения, ориентированная на умение получать удовольствие от настоящего.
Часто в ходе развития и воспитания личности эта вторая стратегия поведения утрачивается и человек начинает жить как «в зале ожидания», ориентируясь только на будущее счастье. Если же это будущее счастье никак не наступает, разочарование от жизни обеспечено. В этом случае умение жить «здесь и сейчас» приходится восстанавливать целенаправленными воздействиями.
Представляется очевидным, что гибкое обладание человеком обеими стратегиями поведения, ориентированными как на будущее, так и на настоящее, является одним из условий полноценной радостной жизни, в которой не остается места для суицидальных мыслей. В связи с этим, как мы уже говорили выше, одно из эффективных направлений профилактической работы с подростками со стороны педагогов и родителей должно включать в себя обучение владению обеими стратегиями поведения.
 
Для психокоррекционной и профилактической работы необходимо знать как уровень самооценки, так и уровень притязаний.
Чем больше разрыв между ними, тем больше вероятность невротизации личности и больше риск социальной дезадаптации.
Стремясь оказать подростку первичную психологическую помощь, важно соблюдать следующие правила:
  • будьте уверены, что вы в состоянии помочь;
  • набирайтесь опыта у тех, кто уже был в такой ситуации;
  • будьте терпеливы.
Методика проведения профилактической беседы
Главным в преодолении кризисного состояния подростка является индивидуальная профилактическая беседа с ним. Следует принять во внимание следующее:
  • в беседе важно уделить достаточно внимания активному выслушиванию;
  • активный слушатель — это человек, который слушает собеседника со всем вниманием, не осуждая его, что дает ему возможность выговориться без боязни быть прерванным;
  • активный слушатель в полной мере понимает чувства, которые испытывает его собеседник, и помогает ему сохранить веру в себя;
  • активный слушатель будет способствовать тому, чтобы его собеседник был услышан.
Рекомендации по проведению беседы:
  • разговаривать в спокойном месте, чтобы исключить возможность быть прерванным;
  • уделять все внимание собеседнику, смотреть прямо на него, удобно расположившись напротив, но не через стол;
  • пересказать то, что собеседник рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей;
  • дать возможность собеседнику высказаться, не перебивая его, и говорить только тогда, когда перестанет говорить он;
  • говорить без осуждения и пристрастия, что способствует усилению у собеседника чувства собственного достоинства; произносить только позитивно-конструктивные фразы («мгновенный рефрейминг»);
  • оказывать первичную психологическую помощь подростку, используя рекомендации таблицы.
Оказание первичной психологической помощи  в беседе с подростком

Если вы слышите

Обязательно скажите

Никогда не говорите

«Ненавижу учебу, класс...»

«Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?»

«Когда я был в твоем возрасте... да ты просто лентяй!»

«Все кажется таким безнадежным...»

«Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь»

«Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе»

«Всем было бы лучше без меня!»

«Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит»

«Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом»

«Вы не понимаете меня!»

«Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать»

«Кто же может понять молодежь в наши дни?»

«Я совершил ужасный поступок...»

«Давай сядем и поговорим об этом»

«Что посеешь, то и пожнешь!»

«А если у меня не получится?»

«Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное»

«Если не получится — значит, ты недостаточно постарался!»

Кроме того, при проведении беседы нужно руководствоваться следующими принципами:
  • при выборе места беседы главное, чтобы не было посторонних лиц (никто не должен прерывать разговор, сколько бы он ни продолжался);
  • желательно спланировать встречу в свободное время, с большим временным потенциалом;
  • в процессе беседы целесообразно не вести никаких записей, не посматривать на часы и тем более не выполнять какие-либо «попутные» дела. Надо всем своим видом показать подростку, что важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.
Профилактическая беседа должна включать в себя следующие этапы.
Начальный этап — установление эмоционального контакта с собеседником, взаимоотношений «сопереживающего партнерства». Важно выслушать подростка терпеливо и сочувственно, без критики, даже если вы с чем-то и не согласны (то есть необходимо дать ему возможность выговориться). В результате вы будете восприниматься как человек чуткий, заслуживающий доверия.
Второй этап — установление последовательности событий, которые привели к кризису; снятие ощущения безысходности. Имеет смысл применить следующие приемы: «преодоление исключительности ситуации»; «поддержка успехами» и др.
Третий этап — совместная деятельность по преодолению кризисной ситуации. Здесь используются: «планирование», то есть побуждение подростка к словесному оформлению планов предстоящих поступков; «держание паузы» — целенаправленное молчание, чтобы дать ему возможность проявить инициативу.
Завершающий этап — окончательное формулирование плана деятельности, активная психологическая поддержка подростка. Целесообразно использовать следующие приемы: «логическая аргументация»; «рациональное внушение уверенности».

Профилактика депрессивных состояний у детей и подростков

Профилактика депрессивных состояний у детей и подростковКак протекает депрессияу детей и что делать

На первый взгляд кажется, что депрессия – совсем не детский диагноз. Разве может она возникнуть у детей? Специалисты отвечают: может! Наиболее подвержены этому заболеванию подростки, но болезнь может проявиться и в более юном возрасте. По данным Всемирной организации здравоохранения, дети и подростки могут испытывать те или иные признаки депрессии, до 5% детей и 10–20% подростков могут страдать тяжелым депрессивным расстройством, требующим вмешательства специалистов!

Не пропустить симптомы

Одним из симптомов является плохое настроение, которое продолжается более двух недель.

Еще один симптом, который нельзя оставлять без внимания, — плохое физическое состояние, когда отмечаются нарушения сна и питания, чувствуется постоянная усталость. Страдают и когнитивные процессы. Более медленными становятся мышление и движения, детям труднее сосредоточиться и выполнять обычные дела.

Дополнительно отмечается нарушение поведения. Дети становятся более агрессивными и менее адаптивными. У школьников снижается успеваемость, учителя жалуются на их пропуски занятий и конфликты с одноклассниками.

Родители часто не могут увидеть замаскированные симптомы депрессии и утверждают, например, что у подростка начался переходный возраст. Однако все это может являться симптомами достаточно тяжелого эмоционального состояния.

По данным Всемирной организации здравоохранения, около 11% подростков в возрасте до 18 лет страдают депрессивными расстройствами, причем девочкиПрофилактика депрессивных состояний у детей и подростков 2 склонны к заболеванию чаще мальчиков.

Если говорить о раннем возрасте детей, то депрессия может проявляться в виде обычных недомоганий, когда заболевания как такового нет, но поднимается температура, беспокоят боли в животе или других частях тела. В то время как анализы и другие виды обследования не показывают отклонений от нормы.

У ребенка появляется тревожность, боязнь темноты, одиночества. Малыши не могут рассказать, как они себя чувствуют, объяснить, почему им плохо. Поэтому они чаще просто плачут, кричат, паникуют, если мама куда то уходит, когда им приходится общаться с малознакомыми или незнакомыми людьми или находиться в непривычной обстановке. Могут быть проблемы с адаптацией к детскому саду.

Даже у младенцев может возникнуть депрессия из-за так называемой сепарации, когда их по каким-либо причинам забирают от мамы.

У младших школьников отмечается замкнутость, безразличие, пропажа интереса к общению и играм. Снижение интереса к жизни является явным признаком депрессии.

Депрессии подвержены все поколения, она встречается в любом возрасте.

Причины депрессии

Как правило, существует несколько причин, которые могли бы привести к тому или иному заболеванию.

Например, если взять социальную или семейную сферы жизни, то тут могут отмечаться гиперопека, гипоопека, симптомы аликситимии у семьи – когда нет возможности описывать эмоции вербально, они выражаются через состояния, физические ощущения. Неумение работать с эмоциями, некая недостаточность эмоционального интеллекта у взрослого может передаваться ребенку и усугублять течение заболеваний и переживаний. Дальше могут быть установки чисто психологического характера, связанные с личностью либо ребенка, либо взрослого. Например, высокий перфекционизм является таким фактором, который очень сильно повышает тревогу и ухудшает состояние.

Другой причиной является физиологическое состояние. Это могут бытьразличные болезни, в том числе хронические, провоцирующие появление депрессивных состояний на фоне хронического недомогания.

И еще одна причина – генетическая. Если у близких родственников была депрессия, то она может проявиться и у детей.

Внешние и внутренние факторы возникновения депрессии

К внешним факторам относится хронический стресс. Например, связанный с разными непростыми переменами, происходящими в жизни ребенка: утрата близких родственников или друзей, несчастный случай или серьезная болезнь в семье, переезд в другой город или смена школы – все это может привести к депрессивным состояниям. Это зависит от того, насколько значима реакция самого человека на изменения. Одни спокойно реагируют, например, на переезд на новое место жительства и даже рады этим переменам, другие сильно скучают по друзьям и родственникам. Во втором случае состояние может задерживаться надолго. Особенно, если взрослые его будут игнорировать или пытаться как-то принудительно убрать («не плачь», «ничего страшного», «все наладится», «скоро появятся новые друзья»).

На внутренние обстоятельства большое влияние оказывает чрезмерная критичность к себе. В каждом из нас внутри есть критик, который говорит: «С этим заданием ты не справишься», «Как ты мог так поступить?» У детей этот критик очень часто навязан обстоятельствами. Например, если в школе (детском саду) жесткий учитель (воспитатель) оценил не только знания, но и резко высказался о личности ребенка.

Нередко и в семье к оценкам в дневнике относятся весьма критично – когда четверка считается плохой оценкой, не говоря уже о тройке. Часто ситуация накала возникает накануне экзаменов. В это время возрастает уровень тревоги, а взрослые ее еще и усиливают: преподаватели и родители пытаются нагнетать обстановку, и тогда ребенок самостоятельно уже не может справиться.

Отношения внутри семьи – еще один важный фактор. Ссоры, физическое и психологическое насилие, резкая оценка родителями своего ребенка, чрезмерная жесткость и требовательность, навязывание интересов и собственного мнения, в частности по поводу выбора специальности и колледжа или вуза, - все это накладывает свой отпечаток на психическое состояние ребенка.

Помощь ребенку при депрессии

Если депрессию не выявить на ранних стадиях, то постепенно ухудшающееся состояние может привести к тяжелой форме и достаточно серьезным последствиям. Одним, из которых является риск суицида.

Опасность несвоевременной диагностики депрессии, протекающей в легкой форме, заключается еще и в том, что ребенок в какой-то момент усваивает этот паттерн (модель поведения): «Я несчастлив, и это нормально», «Я делаю, что мне не нравится, и это нормально».

Сегодня появилось большое количество информации о депрессии – это и видеоролики в интернете, и психологические техники, как справиться с негативными эмоциями. Старшеклассник на начальной стадии заболевания может сам сделать первые шаги помощи себе. Но недооценивать ситуацию ни в коем случае нельзя. Согласно статистике до 25% депрессий у взрослых начинается именно в подростковом возрасте. Поэтому родителям необходимо очень серьезно отнестись к проблеме, не пытаться обесценить переживания ребенка: «Какие у тебя могут быть проблемы?», «Подумаешь, поставили не ту оценку, на которую рассчитывал».

Очень важно, чтобы ребенок чувствовал, что вы всегда рядом и готовы его поддержать. Необходимо установить доверительные и искренние отношения, чтобы дети рассказывали о том, что их волнует или беспокоит, из-за чего они расстроены. Возможность говорить о своих проблемах значительно снижает напряженность состояния и вероятность появления депрессии.

Профилактика депрессии

Профилактика депрессивных состояний у детей и подростков 3Главная профилактика депрессии – гармоничные взаимоотношения в семье и правильные методы воспитания. Для детей и подростков очень важна эмоциональная поддержка взрослого, который научит искусству коммуникации, умению противостоять стрессовым ситуациям и поможет адаптироваться к новым условиям. Если взрослые искренне интересуются жизнью и увлечениями ребенка, они могут помочь ему развить и укрепить любовь к себе, принять себя и свою внешность, научить получать множество положительных эмоций от общения, хобби, спорта, физической активности и от жизни в целом.

Родителям стоит заняться профилактикой монотонного образа жизни. Часто мы слышим от взрослых, что их жизнь напоминает день сурка: работа – дом – работа – дом. А ведь у их детей все так же: школа – дом – школа – дом.

Сегодня у подрастающего поколения практически нет свободного времени. Начиная с малых лет ребят, записывают в многочисленные секции и кружки. Школьники после занятий тоже идут на тренировки или факультативы. По возвращении остается совсем немного времени на еду и выполнение домашнего задания. А с утра все повторяется вновь – и так проходит вся неделя. У детей практически нет возможности отдохнуть. Поэтому очень важно, чтобы нагрузки были сбалансированными и не однообразными.

Кроме того, взрослым необходимо планировать семейные мероприятия на выходные дни, это могут быть походы в кино, пиццерию или на природу всей семьей, совместные поделки и сбор гербария. Главное, чтобы совпадали интересы и желания всех членов семьи. Если ребенок плачет, не хочет что-то делать, а его заставляют, это может вызвать обратный эффект.

Хорошей профилактикой являются регулярные прогулки, которые нормализуют психическое состояние, как взрослых, так и детей, активные физические нагрузки, вообще – любой спорт.

Не пропустите время обращения к специалисту

Часто родители не знают, как помочь своему ребенку пережить сложную ситуацию. В этом случае лучше обратиться за консультацией к специалисту, который выработает стратегию, как справиться с проблемой; даст родителям рекомендации, как снизить общий фон тревоги у ребенка; объяснит, что ребенок может сделать сам, а чем может помочь семья.

Можно обратиться в Службы оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи по месту жительства – очно или дистанционно (по телефону или посредством письменного обращения). Для получения консультации необходимо позвонить по номеру «Горячей линии по оказанию помощи родителям» 8 (800) 444-22-32 и/или обратиться в Службу на портале Растимдетей.рф, выбрав нужный регион.

Депрессия – это серьезно. При первых ее признаках обращайтесь к специалисту.


 

Давай поговорим…

депрессия давай поговоримДепрессия (от лат.Deprimo— «давить», «подавить») — психическое расстройство, характеризующееся «депрессивной триадой»: снижениемнастроенияи утратой способности переживать радость, нарушениямимышления(негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и так далее),двигательной заторможенностью. При депрессии сниженасамооценка, наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности. В некоторых случаях человек, страдающий ею, может начать злоупотреблять алкоголем или инымипсихотропными веществами.
Причины депрессии:
- Отсутствие здорового сна;
- Мало уделяете времени здоровому образу жизни;
- Постоянное пребывание человека в однообразной деятельности, нет поочередности умственного труда и физической нагрузки;
- Отсутствие активного слушателя;
- Сдерживание слёз и эмоций;
- Занятие самокапанием, накопление обид, постоянные мысли о прошлом;
- Нет периодической смены обстановки;
- Неправильное питание;
- Неуместное принятие лекарственных средств;
- Отсутствие гармоничного интерьера;
- Постоянные умственные или физические перегрузки;
- Постоянное присутствие грустных мыслей;
- Постоянное пребывание в состоянии стресса.
Причины подростковой депрессии
Депрессивное состояние возникает обычно не на пустом месте, оно может иметь как объективные, так и субъективные факторы. Основные причины депрессии у подростков следующие:
- Гормональная перестройка в организме детей.В этот период они достаточно сильно меняются физически, происходящие химические процессы могут вызывать перепады настроения, беспокойство, тревогу.
- Неудачи в учебной жизни.Неуспеваемость, отверженность одноклассниками, "нападки" педагогов, повышают эмоциональную нестабильность, делают подростка несчастным.
- Социальный статус.Если подросток не пользуется уважением среди сверстников, друзья постоянно подшучивают над ним, не ценят его мнения, то такое отношение подавляет, делает его одиноким.
- Несчастная первая любовь.Подростки очень остро реагируют на возникшие чувства, которые чаще всего остаются без ответа, поэтому у них возникает критическое отношение к своей внешности, телу. Они перестают себя уважать, считают, что их не за что любить, в итоге такое отношение приводит к отчаянию и депрессии.
- Высокие требования родителей.Завышенная планка, непосильная для подростка, вызывает у него чувство неуверенности, страх наказания за недостигнутый результат, боязнь еще больших требований.
-Семейное неблагополучие. Отношения в семье играют важную роль в эмоциональном состоянии подростка. Развитие депрессии у подростков может быть связано с равнодушным отношением родителей, не интересующихся жизнью ребёнка, не поддерживающих его, не радующихся его достижениям.
Признаки депрессии у подростков:
- Грусть или безнадежность в течение длительного времени
- Раздражительность, гнев или враждебность
- Плаксивость
- Отказ от друзей и семьи
- Потеря интереса к любой деятельности
- Потеря аппетита и плохой сон
- Беспокойство и волнение
- Чувство собственной никчемности и вины
- Отсутствие энтузиазма и мотивации
- Усталость или недостаток энергии
- Трудности с концентрацией внимания
- Мысли о смерти или самоубийстве
Если вы не уверены, что подросток пребывает в состоянии депрессии, обратитесь вместе с ним к психологу.
Виды проявления депрессии
В зависимости от поведенческих особенностей, проявляемых признаков, можно выделить следующие разновидности депрессивного состояния:
- Зомби – зацикливание подростка на определенном занятии, не несущем никакой пользы, а являющимся абсолютно бесплодным. Ярким примером является проведение время в социальных сетях, постоянное обновление страницы в ожидании нового события. Ребенок превращается в "зомби", питающимся бессмысленной информацией.
- Загадка – подросток не проявляет никаких признаков заболевания, однако он кардинально изменяется за короткий промежуток времени. Трансформации могут коснуться внешности, привычек, мировоззрения.
- Жертва – депрессия у детей и подростков нередко принимает форму жертвы, когда они, ощущая свою никчемность или ущербность, легко поддаются под влияние более успешного, с их точки зрения, человека, под воздействием которого депрессивное состояние только усиливается.
- Ширма – подростки за видимым успехом прячут истинные переживания, страхи, боль. Такая форма заболевания может привести к тому, что ребенок будет постоянно стремиться к успеху, однако удовлетворения это не принесет.
- Проблема – подростки не чувствуют вкуса к жизни, им все скучно и неинтересно, они могут находиться всегда в подавленном состоянии. При этом хорошо учатся, не ведут асоциальный образ жизни, однако и душевной гармонии у таких детей нет.
- Бунтарь – данная разновидность депрессии говорит о ее затянувшейся форме. Подросток не ценит жизнь, она его раздражает, при этом к суицидальному поведению он практически не подвержен, так как слишком любит свое Эго и бережет его.
Несколько советов, избавляющих от депрессии:
  1. Найди хобби.Занимайтесь делом, которое будет вам интересно.
  2. Не принимайте серьёзных решений, не обсудив проблему с родственниками и близкими вам людьми из числа тех, которым вы доверяете. Постарайтесь отложить принятия решения по важным вопросам до тех пор, пока вы не выйдете из состояния тревоги.
  3. Избегайте одиночества, старайтесь проводить время в обществе, которое вам нравится.
  4. Занимайтесь спортом, питайтесь правильно. Придерживайтесь определённого плана, чётко сформулируйте свои желания и идите к намеченной цели.
  5. Побалуйте себя. Если есть возможность потратьте всё свободное время только на себя. Внесите в свою жизнь яркость.
  6. Кушайте шоколад, апельсины.
Прежде всего специалисты советуют сделать следующее для ликвидации хандры у ребенка:
  1. Метод позитивного примера. В этом случае образ честного Павлика Морозова вряд ли подойдет, но существует множество героев, на которых стоит ориентироваться. Чтобы вывести подростка из депрессии, нужно показать ему его сверстников, которые в юном возрасте добились многого. Ни в коем случае при этом не стоит проводить параллель, что может только усугубить детский комплекс неполноценности. Сильные духом взрослые всегда вызовут уважение даже у самого отчаявшегося подростка. Данный метод действует всегда, если разумно подойти к его применению.
  2. Помощь семьи. В тяжелый для подростка период ему очень важно чувствовать поддержку близких. Ничто не заменит ребенку теплоту родительских сердец, хотя при этом он будет делать безразличный вид. Следовательно, необходимо окружить подростка максимальной заботой, чтобы вывести его из состояния депрессии.
  3. Повышение самооценки. Для этого подойдет и работа с психологом, и коррекция фигуры (абонемент в крутой спортзал поможет не только восстановить правильные пропорции, но и повысить рейтинг среди сверстников), и обращение к косметологу и т.д.
  4. Грамотно организованный досуг. Активному подростку будет некогда хандрить, если он увлечен чем-то. В этом случае стоит прислушаться к предпочтениям ребенка. Категорически нельзя заставлять его заниматься тем, что не нравится.
  5. Родительская помощь подростку
депрессия давай поговорим 2Основная роль в профилактике депрессивного состояния у детей отводится их родителям, поведение и отношение которых поможет либо совсем не знать этого недуга, либо легко с ним справиться. Чтобы защитить подростка от депрессивного состояния, родителям необходимо выбрать следующие тактики воспитания:
Не рекомендуется постоянно наказывать или унижать ребенка, иначе он вырастет неуверенным, зажатым, будет считать себя никому не нужным.
Не стоит чрезмерно опекать детей, принимать за них решения, чем и провоцируется подростковая депрессия, симптомы которой проявляются в неумение делать выбор, быть самостоятельными.
Нельзя зажимать ребенка, ограничивать его свободу, он должен ощущать свою независимость, но при этом знать, что родители всегда рядом.
Давать возможность самому выбирать творческий кружок, спортивную секцию, друзей, не стоит навязывать подростку свои несбывшиеся мечты.
Необходимо разговаривать с подростком, лучше всего это делать через совместную деятельность. Здесь рекомендуется выбрать то, чем нравится заниматься и подростку, и родителям: это могут быть семейные походы на лыжах, катание на коньках, создание интересной поделки, чтение книг и многое другое.
Если ребенок делится своими трудностями, важно прислушиваться к нему, ни в коем случае нельзя высмеивать проблему, даже пустяковую. Лучше все обсудить и найти решение.
Постоянные нравоучения также могут стать причиной депрессии у подростков, поэтому поучать рекомендуется делами, а не словами, необходимо быть примером для своего ребенка.