Страница 3 из 8
ПАМЯТКА ВЫБИРАЮЩЕМУ ПРОФЕССИЮ
Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в твоей жизни. Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю. Пользуйся информацией профессионалов. Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений (только равнодушные идут куда придется), реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».
- Изучи глубже самого себя: разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях;
- Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества;
- Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Прочти больше книг, статей, журналов на эту тему;
- Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий;
- Побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда;
- Продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически и — действуй!
- Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию;
- Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал;
- Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив в достижении намеченных целей.
ЛИЧНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН УЧАЩЕГОСЯ:
- Главная цель (что я буду делать, каким буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности);
- Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства);
- Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, поступление в учебное заведение, подготовительные курсы);
- Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей);
- Внутренние условия (свои возможности: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности);
- Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации основного варианта.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЛАНА:
- Определенность, ясность плана (если человек указывает на единственную профессию и соответствующий тип учебного заведения);
- Полнота плана (когда учтены все необходимые факторы выбора профессии: направленность интересов, склонностей, способностей, состояние здоровья, уровень образования и т. д.);
- Устойчивость плана (во времени, как уверенность в правильности выбора и помехоустойчивость в стремлении к его осуществлению);
реалистичность плана (как опора на реальные социальные и психологические возможности реализации выбора);
- Логическая обоснованность и внутренняя согласованность (как соотнесение склонностей и способностей человека с требованиями профессии);
- Моральная оправданность плана (если мотивы профессии относятся к содержанию деятельности);
- Согласованность плана с потребностями рынка труда.
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЛАНА
Составляя личный профессиональный план, необходимо:
- Определить, какой вид деятельности вам интересен; проанализировать в какой степени выражены склонности к работе в сферах «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ»;
- Составить формулу интересующей профессии;
- Выяснить, работники каких профессий требуются на рынке труда, в городе, районе, где вы живете;
- Сопоставить полученные данные и сделать вывод, в какой области профессиональной деятельности вы могли бы работать;
ознакомиться с интересующими профессиями, беседуя с их представителями, пользуясь профессиограммами, специальной литературой; посоветоваться с родителями; проконсультироваться с врачом;
- Соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями избранной профессии;
- Узнать содержание интересующей профессии, условия работы, перспективы профессионального роста;
- Ознакомиться с возможными путями освоения профессии; побывать в учебных заведениях на «Днях открытых дверей»;
- Проанализировать преимущества и недостатки различных путей получения общеобразовательной и профессиональной подготовки.