Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

История школы

Просмотров: 11019

От церковно-приходской школы до начальной.

Церковно - приходская школа  находилась там, где сейчас расположена  городской рынок. А на месте рынка  была  церковь и школа, которую открыли в 1905 году.

В школе было две классные комнаты. Занятия проводились в две смены.  Римма  Александровна (дочь генерала)  была учительницей, на работу ее привозили на лошади. Основным предметом  был закон божий.  (Из воспоминаний Александры Марковны Михайленко -    заслуженной учительницы  РСФСР, персональной пенсионерки.)

Школа состояла из двух отделений: первое - 1,2,3 классы, второе - 4, 5 классы.  После  окончания 5-класса  лучшие учащиеся продолжали  учебу в гимназии, которая находилась на 3-ей  улице. Основным предметом был закон божий. Преподавал его  отец  Федор Ефимов - учащиеся называли его батюшкой.  Славянский язык  вел  дьякон  Петр Бичевин. Псаломщик Сухов Иван  Гаврилович вел хор. Математику, русский язык, географию вели учительницы  Серафима Ивановна и Мария Ивановна. ( Из воспоминаний Клавдии Тимофеевны Макаревич - заслуженной учительницы РСФСР.)  Макаревич Клавдия Ивановна  родилась в 1905 году. В 1912 году поступила в 1 класс церковно-приходской школы. После окончания поступила в высшее начальное училище сразу во 2 класс. Начала работать в 1935 году.

В 1926 году после окончания средней школы, Александра Марковна прослушала курсы по подготовке учителей начальных классов и была направлена на работу в село.

Школа, где я была учителем и заведующей, имела одну комнату, в ней учились 1,2,3 классы. Работать было трудно, т.к. опыта еще не было. В те годы учитель на селе пользовался большим уважением, авторитетом, но и спрашивали с него много. Кроме основной учебной работы после уроков много времени отдавала общественной работе: это ликбез, организация колхозов, вовлечение молодежи в художественную самодеятельность (работал драмкружок), и вообще  организации досуга.

В 1930 году после четырех лет работы в деревне Покровка Зиминского района, начала свою педагогическую работу в начальной школе №1. В те годы (1930-1940) школа располагалась в маленьком деревянном одноэтажном здании (бывшая церковно-приходская), с печным отоплением (голландки), топили дровами. В школе  было пять классных комнат. Коллектив состоял из шести человек:

·                     Заведующая – Лыпкань Лидия Степановна;

·                     Учителя: Макаревич Клавдия Тимофеевна, Михайленко Александра   Марковна, Шаповалова Софья Трофимовна, Лукина Мария Дмитриевна;

·                     Завхоз – Лыпкань Арон Борисович.

Учителя после работы ходили на строительство узкоколейки. В летний отпуск все учителя работали на лесозаводе, в колхозах.

  (Из воспоминаний Александры Марковны Михайленко -    заслуженной учительницы  РСФСР, персональной пенсионерки.)

Школа №1 в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы.

В условиях Великой Отечественной войны труд школьного учителя ста делом особой важности. Советские учителя рассматривали свой труд по обучению и воспитанию детей как часть всенародной борьбы против немецко-фашистских захватчиков. Достижения на просветительном фронте имели большое народнохозяйственное и военное значение. При этом важно отметить огромный прогресс в развитии системы народного образования, достигнутый в СССР в предвоенные годы. Именно тогда был заложен фундамент, который не смогли разрушить фашистские варвары, более того принципы и методы учебно-воспитательной работы получили свое дальнейшее развитие, во многом сохранили жизненность и поныне.

Зиминцы, как и все советские люди жили мирной созидательной жизнью, шел 1940 год. Выполняя задачи третьей пятилетки, советская школа вышла на новые рубежи: введение всеобщего среднего образования в городах и всеобщего семилетнего обучения в сельской местности.

К началу войны в городе и районе работало 58 начальных школ, 5 средних, 6 семилетних, 369 учителей. Обучалось 11250 учеников.

Война охватила все стороны жизни советского государства. Военной обстановкой были продиктованы многие изменения и в системе школьного образования. В первые же дни войны большинство учителей – мужчин были мобилизованы в армию. Пройдя краткосрочную военную подготовку, они убыли на фронт. В единый строй защитников Отечества встали В.Д. Сутырин – директор школы лесозавода, И.Г. Гаврилов – заведующий Толмаческой начальной школы, В.П. Рыжов – заведующий Верх-Окинской начальной школы, И.Я. Иноземцев – историк городской средней школы. Людьми военными стали и учителя – женщины. Из Зимы были призваны Т.Я. Пучкова, Е.М. Каурова, Н.И. Ларцева, В.И. Костромина. Со всей остротой в городе и районе встала проблема учительских кадров.

Перестройка на военный лад деятельности школы в первую очередь была связана с созданием полноценных учебных про­грамм с учетом законом военного времени, привнесением в пре­подавание всех предметов героико-патриотической направленности, привитием школьникам знаний оборонного и прикладного характера. Учебный процесс был подчинен задаче — растить бой­ца-патриота, вооруженного знаниями военного дела.

Война серьезно затруднила развитие всеобуча. Чем старше были учащиеся, тем выше был отсев. Часть подростков, не завер­шив учебу, ушла на производство, в школы ФЗО, ремесленные училища, колхозы.

Значительным был отсев и в начальной школе. Подростки и дети должны были выполнять всю работу по дому, заменяя мате­рей и старших сестер, нянчили малышей, ходили за скотом. По этим причинам многие ребята перестали ходить в школу. Другая причина — отсутствие обуви и одежды.

В условиях войны ухудшилось материальное положение школ: не было бумаги чернил, мела, света, стекла, извести. Разбитые окна заделывались фанерой, досками, засыпались опилками. Сложно обстояло дело с обеспечением школ тетрадями и школьно-письменными принадлежностями. Ученики были вынуждены писать на клочках газетной и оберточной бумаги, использовать старые канцелярские книги, сшивать тетради из афиш и плакатов и т.д. На одного учащегося в зиминских школах приходилось по одному карандашу, одному ученическому перу, на каждые 10 человек по одной чернильной таблетке, вместо чернил использовались, сок свеклы, марганцовка, антинакипин.

Районный отдел народного образования не мог принять сколько-нибудь существенных мер и самостоятельно добиться перелома в снабжении школ тетрадями и письменными принадлежностями, так как бумага и другие дефицитные материалы выделялись из фондов Госплана, лимиты же были ограничены. Но и в этих условиях районо, руководители школ не были пассивными созерцателями, лишь констатирующими факт острого дефицита. Коллективами учителей проводилась разъяснительная работа о бережном отношении к школьно-письменным принадлежностям. Заведующая районо Антонина Сергеевна Брагина настойчиво принимала меры к тому, чтобы накопить к началу учебного года минимум тетрадей и других школьно-письменных принадлежностей и своевременно начать учебный процесс.

Школы Зиминского района, как и других областей и краев страны, в первый же год военного времени стали ощущать острый недостаток учебников. В связи с переводом промышленности на военные рельсы государство было вынуждено сократить выпуск учебной литературы, Госплан довел до каждой административной территории план скупки подержанных учебников. Зиминский районо организовал широкую кампанию по сбору и закупке учебников у выпускников школ и их родителей, у учащихся, переведенных в следующие классы. А.С. Брагина, возглавляя эту работу, исходила из того, что недовыполнение плана скупки учебников в конечном итоге не могло не отразиться отрицательно на качестве обучения. В этом духе она настраивала учителей, родителей и учащихся. Благодаря огромной разъяснительной работе, проводимой вокруг кампании по скупке подержанных учебников, в какой-то мере удалось ослабить дефицит в учебной литературе, компенсировать сокращение производства новых учебников и предотвратить срыв занятий в школах, хотя потребность в учебниках оставалась неудовлетворенной на протяжении всех военных лет.

Во весь рост в годы войны встала проблема обеспечения школ топливом. Основным топливным материалом для отопления школьных помещений, особенно в сельской местности, в Сибири были дрова. Основная тяжесть по заготовке и вывозке топлива легла на плечи учителей и учащихся. Деятельность школьников по обеспечению школ топливом особенно активизировалась после обращения Наркомпроса РСФСР и ЦК ВЛКСМ ко всем учащимся советской школы, подписанного В.П. Потемкиным и И.А. Михайловым. Оно было опубликовано в газетах осенью 1942 года. Оно призывало юных патриотов принять участие в борьбе «... с фашистскими мерзавцами на фронте заготовки топлива». В школах под руководством педагогов создавались бригады по заготовке и вывозке топлива. Дружно, по-ударному трудились зиминские школьники со своими наставниками. При этом надо иметь в виду одно важное обстоятельство. Как правило, на заготовку дров школьники выходили после окончания сельскохозяйственных работ. Это была дополнительная нагрузка, но с ней зиминцы с честью справились. Надо отметить также, что в школах текущий ремонт осуществлялся главным образом силами учительских коллективов, учащихся старших классов и частично родителями в свободное от работы время. И эта работа давала свои плоды. Например, в Зиминском районе: на 1 сентября 1943 года был проведен текущий ремонт во всех школах. Как правило, Брагина развертывала подготовку к новому учебному году уже в феврале — марте текущего года. Тем самым даже в труднейших условиях военного времени этой работе придавался планомерный характер, что, несомненно, говорило о дальновидности заведующей районо.

Большое государственное значение имела работа школьников в сельском хозяйстве. Юные труженики принимали участие во всех циклах сельскохозяйственного производства: участвовали в проведении агротехнических мероприятий, посевных кампаний, уходе за посевами, уборке урожая, обработке и засыпке зерна, овощей. Особенно массовой была работа по заготовке семенного материала для посадки картофеля и сбору колосков. Районо строго следил за возрастной регламентацией труда. Для разных групп школьников была установлена различная продолжительность рабочего дня. Старшие школьники использовались на более тяжелой и сложной работе. Против нарушителей установленного порядка принимались решительные меры.

Тяжелые испытания принесла Великая Отечественная война и маленькому коллективу женщин  начальной школы №1. Все для фронта! Все для победы! – под такими лозунгами жили и работали эти женщины, учителя – труженики, патриоты своего дела и Родины.

В первые дни войны они проводили на фронт своих мужей, братьев, сыновей, и с нетерпением ждали  писем, а также возвращения своих близких,  да так и не дождались их, получили похоронки: у Лыпкань Л.С – погиб сын Яша, у Михайленко Александры Марковны – муж, Шаповалова С.Т. так и не встретила трех братьев.

Вот что вспоминают эти женщины о том, как они работали в это тяжелое время:

Шаповалова Софья Трофимовна: «Учебников очень мало, а тетрадей нет совсем (только для диктантов и контрольных работ). Дети писали на брошюрах между печатными строками. Потом появились еще «черные» тетради из нескольких листов, где писали мелом и вытирали.

Трудно было решать хозяйственные вопросы (дрова, вода и др.) Транспорта школа не имела. Зимой в сильные морозы в классах было холодно и даже чернила иногда замерзали в чернильницах, а дети и учителя занимались одетыми. Дрова для школы заготавливали сами, после уроков первой смены ездили в лес.

 Мы не имели отпусков, работали на Лесозаводе – загружали вагоны строительным материалом (доски, рейки) – выполняли военный заказ, а как комсомольцы строили узкоколейку от поселка Центральный Хазан до Лесозавода, по ней вывозили строительный лес из тайги на завод, там его разделывали – выполняли задания фронта.

В начале войны по поручению Горкома комсомола обучала неграмотных и малограмотных бойцов в секретной воинской части.

По заданию аптеки собирали в лесу лекарственные травы, веники, шиповник, мох (его применяли вместо ваты).

В 1942 году я без отрыва от производства окончила курсы медсестер запаса, организованные Обществом Красного Креста. И после этого постоянно дежурила в военном госпитале, в ночное время ухаживала за ранеными (госпиталь располагался в здании школы № 25).

Не смотря на трудности и нехватку времени в школе с ребятами готовили концерты художественной самодеятельности и выступали перед ранеными в госпитале. Да и вообще основной целью нашего коллектива оставалось обучение и воспитание детей».

  Рыбакова Надежда Семеновна вспоминает: « С 1943-1944 учебном году работала в начальной школе  №1. Вела уроки в 4 классе и была заместителем военрука. В классе было 42 человека, из них 17 второгодников. Было трудное военное время: не было топлива, света. Учителя заготавливали дрова в хазанском лесу, привозили их на платформах по узкоколейке. Ученики 4-ых классов вместе с учителями возили дрова на санках до школы, здесь же пилили и кололи дрова. Для второй смены ученики несли в бутылках керосин».

Из воспоминаний Закировой Н.В. «В годы Великой Отечественной войны мне пришлось работать учительницей этой школы. Война, Тяжёлые, суровые годы. Голод. Похоронки. Директором школы работала Лидия Степановна Лыпкань; завучем - Макаревич Клавдия Тимофеевна, я вела тогда III класс.    Дети были очень дисциплинированны, не по годам серьёзны, были очень честными. Мне вспоминается, когда мы учителя выдавали ученикам по одной булочке (50 гр.), мы их не раздавали по партам, т. е, по ученикам, а коробку с булочками ставили на стол и каждый должен был взять по одной и только по одной булочке. И не было ни одного случая, чтобы кто-нибудь взял больше, оставив без булочки своего товарища. А ведь дети были голодные, случались голодные обмороки, но честность была превыше всего. И сейчас, через много, много лет я часто вспоминаю об этом как о самом высоконравственном качестве наших детей в тяжёлые военные годы.

Одежда детей была старая, ветхая, на локтях платьев девочек, брюках мальчиков были заплатки; почти ежедневно приходили в семьи извещения о смерти - гибели отцов, братьев «похоронки» и нам учителям приходилось окружать заботой и вниманием детей, этим старались облегчить их горе. Учащиеся учились хорошо, они находили время приготовить письменные задания и устные. Тетрадей не было, писали между печатных строк на старых газетах, журналах, а учителя проверяли эти работы, писали разведённой марганцовкой или свекольным соком, так как никаких учебно-письменных принадлежностей не выпускали, а выпускали то, что надо было для фронта, для разгрома врага. Дети 4-5 часов находились в школе, а остальное время помогали дома, так как отцы, братья, сестры были на фронте, матери работали на производстве по 14 - 16 часов и без выходных. Трудовая дисциплина в школе была на высоком уровне. Все учителя работали честно и добросовестно».

А вот что вспоминает одна из учениц Надежды Васильевны Нина: «Военное время... Учебников не хватало: передавали друг другу, делились... Пока были «запасы», писали в тетрадях, которые тогда изготавливали из плотной «оберточной» бумаги. А те, у кого не было тетрадей, использовали старые книги: отрывали у них корочки, расчерчивали поверх типографского текста линейку, для письма, клеточки - для арифметики, а кто и косые линейки чертил... Время шло, не осталось книг, и в ход шли газеты: их также расчерчивали, подготавливая к письму или арифметике... Чернила готовили дома (обычно это делили мамы...) из специального фиолетового карандаша: разводили водой в каком-нибудь пузырьке, а уже оттуда наливали, в специальные чернильницы. Носили чернильницы в школу в руках осторожно, дабы не пролить чернила и не испачкаться... Отец сделал мне потом для чернильницы маленькую деревянную проточку, из березы... Карандашами чертили поля в тетрадях, расчерчивали линейки и клетки в самодельных «тетрадях». Цветные карандаши были не у всех, учеников, их очень берегли... Портфелей тогда не было: сумки для школьных, принадлежностей шили из прочной и толстой мешковины, мама — Кристина Сергеевна - красиво вышивала крестиком: своей вышивкой она украсила, школьную сумку для Нины и для некоторых, ее одноклассников. В сумку складывались учебники, тетради.

Для отопления школы зимой сами заготавливали дрова: родители привозили чурки, а дети собирали сучки: приносили их к завалинке школьного дома и складывали там.... В окрестностях, тогда росло очень много черемши, взрослые собирали ее и сдавали для солдат на так называемый «котлопункт». Дети  с большим усердием им помогали: за каждый сданный мешок черемши на «котлопункте» выдавали 200 грамм крупы — и этому были очень рады в то голодное время. В школе велось тогда военное дело. Вела его тоже Надежда Васильевна. Маршировали как, солдаты, делились на группы («свои» и «враги») и учились бороться.... Учились ползать, как партизаны.... Учились ходить на лыжах. Местный старичок Прохоров сделал для занятий несколько деревянных, «ружей»... Время военное, трудное..., а праздника хотелось: очень увлеченно готовились к встрече Нового года. Загодя готовили игрушки для елки: сами вырезали их из плотной бумаги, еще летом старались собрать зеленые, незрелые шишки, чтобы потом ими украсить новогоднюю елку. Праздник 1 Мая и  7 Ноября отмечали, даже в это трудное время. Проходили по городу: несли флаг, пели песни. В школе сценки небольшие  разыгрывали...»

Так жила начальная школа № 1 г. Зимы также как и многие школы отдалённые от фронта в годы Великой Отечественной войны.

Окончилась война. Страна залечивала глубокие раны, нанесенные врагом. Среди множества дел партия и правительство постоянно заботились о дальнейшем развитии культуры и просвещения. Перед правительством  встали сложные задачи в области культурного строительства. Прежде всего, нужно было восстановить разрушенные оккупантами очаги культуры, значительно расширить сеть школ, вузов, научно-исследовательских и культурно-просветительных учреждений, осуществить начатый еще до войны и прерванный ею переход к всеобщему обязательному семилетнему образованию.

Первоочередное внимание в годы четвертой пятилетки в области народного образования было уделено восстановлению и расширению сети школ. Строительство школ велось усилиями государства, колхозов, кооперативов, самодеятельностью трудящихся. Благодаря этому пятилетнее задание по восстановлению и расширению школьной сети было выполнено раньше срока. В 1950г. число общеобразовательных школ превысило уровень 1940 г. на 10 тыс. В первые послевоенные годы ощущался недостаток учителей, к тому же за годы войны на преподавательскую работу в школу пришло много лиц, не имеющих специальной педагогической подготовки.

Конечно,  не обошли нововведения и Зиминскую начальную школу №1. В 1951г. было построено новое здание школы и приказом районо начальная школа № 1 реорганизована в семилетнюю.

1951-1952 учебный год. 1-ый класс. Учитель Мария Дмитриевна Лукина.  Для ее учеников первый звонок прозвенел в самый торжественный день- день открытия  семилетней школы. Класс был дисциплинированный. Почти все ребята занимались в хоровом и драматических кружках, которыми руководила сама Мария Дмитриевна. Ребята были дружные, помогали друг другу в учебе.

Педагоги, работающие в послевоенные годы,  вспоминают, что после XX съезда КПСС  началась усиленная борьба за повышение качества обучения в школе. С 1955/56 г. школа перешла к обучению по новому учебному плану и новым программам. Был усилен удельный вес предметов физико-математического и естественного циклов за счет некоторого сокращения гуманитарного цикла. Вместе с тем предусматривалось осуществление известной политехнизации школы; в 1—4-х классах вводилось преподавание ручного труда, в 5— 7-х классах — практические занятия в мастерских и на учебно-опытных участках, в 8—10-х классах — практикумы по машиноведению, электротехнике и сельскому хозяйству. Учащиеся должны были получать определенный минимум политехнических знаний, умений, навыков в области промышленного и сельскохозяйственного производства. Были приняты меры к созданию соответствующей материальной базы для этой цели: при школах создавались рабочие комнаты, учебные мастерские, кабинеты и лаборатории по машиноведению и электротехнике; несмотря на то, что  Зима, носит статус города, при школе были созданы учебно-опытные участки, которые просуществовали до 90-х годов. Об успехах писались статьи в местную газету «Приокская правда».

24 декабря 1958 г. 2-я сессия Верховного Совета СССР приняла Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Согласно закону, в СССР вместо семилетнего образования вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование. Восьмилетняя школа была призвана давать учащимся прочные основы общеобразовательных и политехнических знаний, воспитывать любовь к труду и готовность к общественно полезной деятельности. Закон предусматривал, что полное среднее образование молодежи, начиная с 15—16-летнего возраста, должно осуществляться в средних учебных заведениях на основе соединения обучения с производительным трудом.

 Учебно-методическая деятельность средней школы

В 1966 году  в апреле месяце,  рядом  с бывшей средней школой № 7, было начато строительство средней школы № 1.

Строительство вела ПМК-1193. Прорабом был Франс Севастьянович Писарек. Руководителем строительства был главный инженер ПМК Полынов А.В. . Работали бригады Лебедевой С. А. , Хомик П. М. , Стацука В.И. . Возводили здание школы каменщики из  бригады  Валерия Сергеевича Турнова. Определенную помощь по завершению строительства  школы и подготовки ее к новому учебному году оказали учащиеся и учителя восьмилетней школы № 1. Строительство школы было закончено в августе 1972г. Приказом ОБЛОНО восьмилетняя школа № 1 была реорганизована в среднюю.

    1 сентября 1972г. школа наполнилась звонкими радостными голосами своих первых учеников. Из 24 классов старшими были девятые классы. Первым директором был Юрий Петрович Минеев, завучем школы была Попкова Валентина Емельяновна.

Общеобразовательная школа не обособленное учреждение в государстве. Она множеством нитей связана с жизнью общества, с ее политическими, социальными и экономическими реалиями. Происходящие значительные события в жизни общества зеркально отражаются в школьных делах.

После II областного съезда учителей перед коллективом школы встают следующие задачи:

Кропотливая работа всего коллектива над данными проблемами дает свои результаты, если в 1971-1972 учебном году из 901 ученика, 25 остались на второй год. Качество знаний составило - 21%, то уже 1974-1975 учебном году успеваемость - 99,9 %, качество - 31,7 %.

В это же время в школе начинают свою работу факультативы, позволяющие учащимся углубить знания, как по естественно-математическим, так и по гуманитарным наукам. Школа продолжает работать над темой: «Развитие умственных способностей учащихся в процессе обучения и воспитания». Был подхвачен почин москвичей: «Каждому школьнику - глубокие и прочные знания».

На III областном съезде учителей в 1978 году рассматривались пробле6мы принципиально нового подхода к методике преподавания основ наук по новым программам и учебникам.

Перед руководством школы встает задача по повышению квалификации учителей Колесникова Н.О. , Король Т.И. , Добежина Г.И.- прошли курсы  совершенствования. Прошли курсовую переподготовку: Овечкина Т.А., Зарубина Г. И. и Цветкова Н.М., Мутовина Е.А. Курсовую подготовку по предмету прошли: Добежина Г.И., Король Т. И., Константинова Т. В., Колесникова Н. О., Методическая работа в школе осуществлялась через педсоветы, производственные совещания, методсоветы. В педколлективе широкую поддержку нашло обращение волгоградских учителей выступавших с инициативой: «Каждому уроку - отличную подготовку, современные методы, высокое качество». Повысился у учителей интерес учителей к теории современного урока, поискам путей интенсификации учебно-воспитательного процесса развитию навыкам самоконтроля. Педагогический коллектив вел работу над методической темой: «Осуществление принципа единства обучения и воспитания подрастающего поколения». 

За учебный 1987-1988 год была проработана тема: «Совершенствование работы по повышению качества учебно-воспитательного процесса» с докладом выступала Попкова В.Е. О докладе “1988г. на Пленуме ЦК КПСС из речи Ген.секреторя ЦК КПСС М.С. Горбачева:” Перестройка в стране проходит через школу”. Решающей фигурой революционного обновления системы образования является учитель нового типа. Активнее стали внедрятся в практику лекционные формы проведения занятий, смотры знаний, семинарские занятия. Методическая работа осуществлялась через педсоветы. На одном из педсоветов была рассмотрена тема: «Педагогические  аспекты урока».  От того, как мы построим свой урок, будет зависеть и учебно-воспитательный процесс. В школе проходят педагогические советы на тему:  “Педагогические способности учителя’’ - выступала Бузницкая Г.А.. Любой человек должен иметь удовлетворенность в работе, а также удовлетворенность бывает у тех, кто ищет.  Каждый должен не только развивать ученика, но и себя. Способности каждого учителя не могут быть одинаковыми. Мы должны сами видеть свои способности, развивать их и воздействовать на учащихся. Была рассмотрена следующая тема:  «Активизация работы младших школьников в процессе обучения». Цель: научить каждого ребенка работать в меру своих сил. Выступала Астрашабова М.П.. За время работы были выведены следующие задачи:

С 1987 года после Всероссийского съезда учителей начинается новый этап в деятельности школы, этап, проблемами которого до сих пор живет все учительство области. Это гуманизация образования, ставящая в центр педагогической деятельности личность ребенка. Это инновационные процессы, создание многоукладного образовательного пространства. Это и исследовательская работа учителей, ими создаются авторские программы и проекты, и многое другое. Для того чтоб школа могла соответствовать тем требованиям, которые к ней предъявляет время, проводятся: педагогические советы: «Общение как значимый компонент учительского труда» «Индивидуализация обучения  и  психолого-педагогическая поддержка слабоуспевающих учащихся», «Проблемы гуманизации учебно-воспитательного процесса и роль учительского слова на уроке», «Становление и реализация индивидуальности  учащихся и педагогов на основе дидактической системы развивающего обучения».

Методические советы: «Типы, фазы и особенности уроков», «Новые образовательные технологии», «Научная деятельность учителей», «Качество знаний учащихся: «Какими они должны быть». Школа активно участвует в городских мероприятиях:  «Учитель года», «Молодой учитель года», «Ученик года»

Также были поставлены следующие задачи  в учебно - воспитательном усовершенствовании:

·           Повышение знаний.

·           Внедрение активных методов  и форм обучения

·           Воспитания у учащихся интереса к знаниям.

·           Систематическое совершенствование культуры умственного труда.

Все это не теряет своей актуальности и сейчас.

В 2001 на должность руководителя школы пришла выпускница этой же школы - Полынцева Галина Александровна. С приходом Галины Александровны школа преображается: становится более светлой и уютной. В фойе и коридорах появляются цветы, на окнах вместо обычного тюля появляются красивые, оригинальные шторы, все это придает облику школы более привлекательный вид. Школа всегда является чем-то большим, чем просто место получения знаний, а когда она еще и выглядит по-домашнему уютной, то становится действительно вторым, а для некоторых ребят и первым главным домом.

Совершенствуется не только внешний вид, но все материально-техническое оснащение: в школе работают два компьютерных класса, поступило новое оборудование для кабинетов химии и физики. Во всех кабинетах, где обучаются ребята младшего школьного возраста новые парты, а ведь еще несколько лет назад все это доставляло множество неудобств (мебель не соответствовала росту ребят), поменяли, и старые школьные доски на которых было просто невозможно что-либо прочитать.

Совершенствуется не только материально-техническая база школы, постоянно повышают своё образование и учителя, помимо курсов повышения квалификации, постоянно проводятся тематические педагогические и методические совещания, а также психологические семинары. Которые позволяют педагогам делиться опытом друг с другом, и решать порой довольно сложные задачи, которые преподносит современная жизнь.

 Учебно-воспитательная деятельность

Воспитание - категория вечна. Всё лучшее в человеке даётся воспитанием. Учитель постоянно воспитывает ученика своим общением, своим преподаванием, своей личностью.

Цели воспитательной деятельности:

Воспитывать - значит организовывать жизнь, в правильной жизни правильно растут дети.

Знакомство учащихся с материалами 25 съезда КПСС проходит под девизом: ” Донести слово партии до каждого школьника”. Учащиеся не должны оставаться в стороне от жизни государства. В идеологической работе, подчеркивается в Программе КПСС, главным является «воспитание всех трудящихся в духе высокой идейности и преданности коммунизму, коммунистического отношения к труду и общественному хозяйству, полное преодоление пережитков буржуазных взглядов и нравов, всестороннее, гармоническое развитие личности, создание подлинного богатства духовной культуры. Особое значение партия придает воспитанию подрастающего поколения». Идеологическая работа способствует росту политической и трудовой активности, коммунистической сознательности советских людей, Одним из основных направлений идеологической работы является ее тесная связь с задачами создания материально-технической базы коммунизма, обилия материальных и культурных благ.

Большую работу комсомол ведет в школе и в пионерской организации, которые помогают формировать жизнерадостное, трудолюбивое, физически и нравственно здоровое поколение.

С 1976 года школьный коллектив работает над темой: “ Совместная работа школы, семьи общественности по коммунистическому воспитанию учащихся”. Организован Университет семейного воспитания. Ректор- Ковалева Л.В., Проректор- Ливанова О.В.. Была поставлена совместная работа школы, семьи, общественности по коммунистическому воспитанию учащихся.

Систематически проходили общие собрания конференции для родителей, классные собрания. Большую работу проводят шефы (швейная фабрика) и классные руководители по коммунистическому воспитанию учащихся.

Воспитательная работа велась с учащимися на примере жизни и деятельности В. И. Ленина, классиков научного коммунизма, крупных деятелей партии и государства. Большую работу проводили Закирова Н. В. , Ковалева Л. В. В 1981-1982 учебном году с докладом на тему: « Развитие детского самоуправления в школе с продленным днем в свете решений 26 съезда КПСС ”, выступала Киселева Г.А. В докладе говорится, как развивать и совершенствовать органы самоуправления в школе с продленным днем. На эту тему был проведен семинар классных руководителей и воспитателей групп продленного дня, на котором  были изучены обязанности старост, учкома, комитета комсомола, совета дружины.

В школе складывалась определенная система проведения политинформации, политбесед: руководили учителя Андреева Г.Р., Колесникова Н.О., Охремчук Н.А. Ребята учились работать с периодической печатью, следить за состоянием в мире, оценивать происшедшие события. В 1983 на заседании педсовета был рассмотрен вопрос о “ Продовольственной программе и меры ее реализации”. Рыбакова Н.С. высказала свое мнение: “ Экономия и бережливость плохо вырабатывается среди учащихся и нашей школы. Надо нам учителям обратить особое внимание на бережливость хлеба”. На эту тему были проведены беседы, утренники, наблюдения во время питания учащихся в школьной столовой. Для  усовершенствования программы образования в  школе были введены новые компоненты, посвященные формированию у школьников умений и навыков учебного труда.

В 1985 – 1986 учебном году пионерами и школьниками собрано 5т. макулатуры. Ежегодно оказывается помощь совхозу в уборке урожая. Школа активно включилась в программу бережливых. Проводилась большая работа по воспитанию учащихся:  диспуты, клубные часы, утренники тематические вечера, встречи. Большую работу проводили пионерская комсомольская организации, учком. Большую роль в воспитании и обучении детей играет хорошо поставленное содружество учителей и родителей. Мероприятия: “Встречи-конференции, Ярмарка солидарности с родителями и для родителей”.

В школе продолжается работа по развитию ученического самоуправления. 22 ноября 1989 года состоялась школьная конференция по выработке общешкольных правил для учащихся. (приложение 9 )

В школе часто проводятся различные мероприятия : тематические вечера, стали традиционными праздники: «золотая осень», «ярмарки», «дни театра», «конкурсы рыцарей», «ученик года».  Были созданы литературные клубы: «Литературная гостиная», «Хочу всё знать». Традиционными стали  недели комсомольской славы.

Если расширяется кругозор ребят, если ребята стали более  спокойными, воспитанными, значит, школа работает творчески. Учителя и учащиеся принимают  участие в городских конкурсах “ Учитель года”,  “Ученик года” , “Классный  руководитель года” . Ребята принимали участие в городских мероприятиях по краеведению с докладами «250 лет г. Зиме».

В школе постоянно проходят литературные салоны с учителями: Константиновой Т.В.- учитель русского и литературы, Пустоваловой Т.В.- учитель музыки.

Проходили дни театра, которые легли в традицию школы.

Многие ребята участвовали в городских мероприятиях и учебных олимпиадах.

В 2001 году на  должность завуча по воспитательной работе была назначена молодая, активная руководительница - Антонова Оксана Николаевна.

У  каждой школы есть свои изюминки, которыми гордится коллектив учителей и учащихся школы. В нашей школе тоже есть такие  изюминки. Традиции школы складываются годами, главные из них:

•      Праздник дня знаний: встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, КВН. Знакомство с музеем школы учащихся 1-5 классов.

•      День Учителя - весь праздник проводят учащиеся 10-11 классов: поздравление учителей, концерт или КВН учительской и ученической команд. Весь день школой руководят учащиеся. Это одновременно и день самоуправления.

•      Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. В декабре всегда отмечается очередная годовщина битвы под Москвой, проводятся уроки мужества, конкурсы рисунков, плакатов. В феврале - в День защитника Отечества проходят фестивали солдатской песни, конкурс песни и строя.

•      Встреча Нового года - старшеклассники проводят елки - утренники для младших классов под девизом «Наша ёлка лучше всех».

•      Международный женский день - этот праздник отмечается всей школой. В школе проводятся торжественные праздничные линейки, праздники для мам, концерт для учителей силами учащихся.

•      День интеллектуала. В этот день во всех классах проходят конкурсы, игры,  соревнования, викторины, выпускаются газеты, кроссворды.

•      День театра. В этот день проводится конкурс на лучший театральный класс.

•      Очень торжественный праздник - День Победы - проходит в школе  обязательно с участием ветеранов Великой Отечественной войны. Дорогим гостем в школе часто бывает Виноградов А.С. и его жена, учитель, ветеран педагогического труда, участница народного тыла во время Великой Отечественной войны  Василенко А.И.

•      Завершает учебный год праздник Последнего звонка, который проводят учащиеся 11 класса. Сценарии праздников составляются выпускниками с организатором внеклассной работы, с классными руководителями, они всегда интересны, неповторимы и отражают специфику каждого класса. В этих праздниках раскрываются таланты, способности ребят.

•      Турслёт - этот день ждут все учащиеся школы. Проходит он очень интересно. Все уходят на своё любимое место  “Муринский остров”. Здесь проходят конкурсы газет, обедов,  меню, эстафета.

•      Лагерь труда и отдыха в школе, оздоровительные  лагеря в начальной школе.

Так подробно описывая традиции школы, отмечаем, что целый комплекс ежедневных ежеминутных общений, выполнение различных дел, участие в мероприятиях - признак совершенствования нравственных  начал учащихся, все это помогает им найти себя, полнее раскрыть свои таланты и способности».

Говоря о школе, конечно же, нельзя не сказать о том коллективе, который в ней работает. Коллектив творческий. Все учителя индивидуальны в своей работе. Учителей объединяет содружество молодых и зрелых, взаимопонимание, взаимопомощь. Каждый учитель работает над повышением своего образования.

У каждого времени свои приметы. Настоящее время- время перемен. И, конечно, эти перемены связаны с жизнью школы.

Многие выпускники выбрали профессию педагога и в настоящее время работают в своей родной школе.Учителя - выпускники не только сохраняют, но и приумножают традиции нашей школы. А то, что многие из выпускников связали свою жизнь с педагогикой, говорит о том, что коллектив школы действительно творчески работает и подает пример ребятам не только, словом, но и делом.

Постоянно звучат слова благодарности в адрес педагогов школы от выпускников и их родителей. И даже окончив школу, ребята всегда приходят к своим родным учителям, которые всегда поддержат и помогут.